UA EN RU
«   Грудень 2016   »
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
     1 2 3 4
» 5 6 7 8 91011
»12131415161718
»19202122232425
»262728293031 

Вишневый сад
Р. Литвинова




Вишневый сад
Р. Литвинова

«Вишневый Сад».
Гастроли Московского Художественного Театра им. А. П. Чехова

Комедия в четырех действиях
Режиссёр: Адольф Шапиро
Художник: Давид Боровский
Художник по свету: Глеб Фильштинский
Иллюзионные эффекты: Рафаэль Циталашвили
Композитор: Игорь Вдовин
Роли исполняют:
Рената Литвинова
Анастасия Скорик
Янина Колесниченко/Яна Сексте
Сергей Дрейден
Андрей Смоляков
Дмитрий Куличков
Владимир Краснов
Евдокия Германова/Мария Зорина
Сергей Угрюмов
Юлия Ковалёва
Николай Чиндяйкин
Дмитрий Бродецкий
Владимир Тимофеев
Борис Коростелев
Михаил Миронов

Начало: 19:00
Продолжительность: 3 часа (с одним антрактом)
Киев, Национальный академический драматический театр им. И. Франко, пл. Ивана Франко, 3
«Вишневый сад» на сцене МХТ Чехова вырос довольно спорный. Репертуар МХАТа долгое время отчаянно нуждался в чеховском кровяном вливании. И вот в 2004 году на фестивале «Черешневый лес» состоялось долгожданное — премьера комедии в переложении режиссера Адольфа Шапиро. Поиски новых характеров и новых решений завели постановщика несколько дальше, чем кто-либо ожидал. Поэтому сказать, что премьера прошла ярко — значит ничего не  сказать.

Модерновое прочтение чеховского « Вишневого сада» заставляет содрогнуться. Не столько от  «недетской» неожиданности для театральной публики, сколько от смелости режиссера. На роль Любови Раневской он пригласил всем прекрасно известную « характерную» сценаристку и  теледиву Ренату Литвинову. Одна из заглавных ролей, по самой своей природе должной играться со всеми приличествующими ей изысканностью, пафосом, аристократизмом и  надломленностью, отдана человеку, ни разу не ступавшему на театральные подмостки.

Конечно, появление Литвиновой перед заранее ангажированным театральным сообществом, успевшего привыкнуть к Эфросу и Някрошюсу, вызвало шок, суды-пересуды, шквал критики, обвинений, похвал, ярой ненависти (в основном со стороны профессиональных актрис) и  восторженных воплей поклонников «Ренаточки»… Равнодушным не остался никто.
Собственно, понять режиссера можно. Спектакль, ставленный-переставленный множество раз, необходимо было представить в максимально волнующем свете. Ничего нового в « Вишневый сад» уже не добавишь — остается сыграть на характерах. Собственно, это Шапиро и сделал. Игра Литвиновой в целом была ожидаемой и довольно легко прогнозируемой. Но вот уже который год спектакль более, чем успешно идет на основной сцене МХТ Чехова — новая скандальная Раневская освоилась, привыкла к сцене, прекрасно чувствует партнеров, вполне вжилась в  несвойственный ей образ замученной жизнью аристократки.

Появление Литвиновой вдохнуло в обескровленную постановку не столько порцию Чехова, сколько дозу гламурной великосветскости, отчаянной манерности и сдержанной презрительности. Теледива, привнесшая в современный кинематограф и модные телепередачи отчетливо осязаемый привкус декаданса, стилизовала « Вишневый сад» под себя. Впрочем, стилизован он был под Литвинову еще на предпремьерных репетициях и самим режиссером. Ибо, как в свое время Миронов, так и сейчас Литвинова — стала центром постановки.

Присущая манера речи -с придыханием, закатыванием глаз и нещадным ломанием рук — осталась. Однако, актрисе пришлось брать уроки речи — голос у нее телевизионный, тихий. Такой слушать в  узком кругу посвященных или через мощные динамики телесистемы. Но урок пошел впрок — голос Литвиновой вполне можно расслышать даже с заднего ряда.
В целом, некоторая стилизация под Марлен Дитрих удалась. Стилистика игры «а-ля немое кино» оживило персонаж Раневской, добавила немного равнодушия к ключевым (в классическом прочтении) вопросам, сместила акценты с общего на частное и присовокупила толику порочности. То, как «без интереса» произносит Раневская-Литвинова всем известную фразу «Дачники — это так пошло» — говорит о том, что судьба сада ей в общем-то безразлична. А вот отчитать зарвавшегося Петю Трофимова, посмевшего критиковать ее личное, любовное и  неприкасаемое (связанное со страстью к сбежавшему любовнику) — слёта…

Литвинова прекрасно справилась с визуализацией образов. Свойственная ей манера поведения, речи, характерные жесты, жалящая мимика — помогает зрителю моментально отсканировать происходящее. Литвинова словно создает 3D-образ в голове наблюдателя. То, что доводится до  понимания минутными сценами, у Литвиновой занимает считанные секунды: один небрежный кивок, заломленные пальцы, поворот головы — и сразу все ясно… Нет, с выбором Литвиновой Шапиро явно угадал.

На совершенно голой сцене с парой стульев да занавесом в роли декораций играют своих героев профессиональные актеры. Попутно выполняющие роль обрамления для центрального «бриллианта». Андрей Смоляков (купец Лопахин), Анастасия Скорик (Аня, дочь Раневской), Сергей Дрейден (Леонид Гаев) и Владимир Кашпур (лакей Фирс). Играют спокойно, привычно, профессионально. Но, пожалуй, без Литвиновой зал в  МХТ Чехова был бы в лучшем случае полупустой — « Вишневый сад» вещь для режиссера чрезвычайно сложная именно в силу своей многократной повторяемости. Скандальный, но невероятно удачный ход с ролью Раневской оживляет спектакль, пробуждает интерес и заставляет тщательнее всматриваться в телевизор: а  вдруг за голубым экраном скрываются доселе еще неразоблаченные и яркие звезды сцены…

Шановний клієнт, Ви маєте можливість замовити та купити квитки на «Вишневый сад Р. Литвинова», що відбудеться – в Tеатр імені І. Франка. Ви можете купити Е-квиток, сплативши його карткою VISA / Mastercard або скористатися найбільшою мережею кас в місті Києві чи послугою кур'єра.