UA EN RU
«   Декабрь 2016   »
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     1 2 3 4
» 5 6 7 8 91011
»12131415161718
»19202122232425
»262728293031 

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс




Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс ОДЕССА, ГОРОД КОЛДОВСКОЙ...
Музыкально-драматическая   фантазия
по  мотивам произведений  И. Э. Бабеля


Композитор – Раймонд Паулс
Режиссер – Владимир Золотарь (Россия)
Режиссер по пластике – Игорь Григурко (Россия)
Сценограф – Александр Мохов (Россия)
Художник по костюмам – Ирина Долгова (Россия)
Художник по свету – Евгений Ганзбург (Россия)
Музыкальный руководитель – Людмила Могилевская

Премьера – 29.09.2007.

В Рижском русском театре имени Михаила Чехова создали гимн Одессе – яркому и харизматичному южному городу у моря, дерзкому городу контрабандистов и поэтов, мудрому городу, который смеется несмотря ни на что.
Замысел директора театра Эдуарда Цеховала увенчался бесспорным успехом:  композитор Раймонд Паулс,  драматург  Вячеслав Вербин и режиссер Владимир Золотарь воплотили культурный миф Одессы.

 

 

 

 

 И обаяние этого мифа огромно, о чем свидетельствуют неизменные аншлаги и отзывы критиков:
 «Одесса - это маленькая вселенная. Там любовь до неба, страсть до крови, дружба до гроба и похороны всегда по высшему разряду...» Эта самая Одесса, описанная Исааком Бабелем,  - веселая, горячая, бесшабашная - ожила в спектакле «Одесса, город колдовской...»
Бабель населил свои «Одесские рассказы»  персонажами, в которых есть «задор, легкость и очаровательное — то грустное, то трогательное — чувство жизни».  Не потому ли что ни образ, то актерская удача?..
Музыка Раймонда Паулса, которого именуют Маэстро не только в Латвии, с первых аккордов совершает чудо -  колоритная, неуловимо узнаваемая музыка, насчет которой даже не сомневаешься - именно она звучит из открытых дверей кабачков, портовых борделей и на еврейских свадьбах Одессы.  И Маэстро за роялем рассказывает об этом городе не меньше самого Бабеля...
«Да здравствуют короли, благородные разбойники, влюбленные девушки, беременные мамаши и красавцы-матросы! Долой смерть, ЧК и голод! Пусть вечно в Одессе и повсюду на земле сушатся пеленки, орут дети, ржут кони, а евреи и все прочие народы поют песни, танцуют, пьют самогон, торгуют и куют железо...»

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс


ВЯЧЕСЛАВ ВЕРБИН, драматург, сценарист, режиссер, родился 26 ноября 1941 года. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Академического Малого театра оперы и балета, Ленинградской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, Большого театра кукол. Автор пьес, кино- и телесценариев, песен для кинофильмов, либретто опер и балетов. Среди наиболее известных работ - опера и телефильм «Фердинанд Великолепный» (композитор -С.Баневич); мюзиклы «Разбитое зеркало» (композитор - А.Журбин, режиссер - В.Воробьев) и «Смерть Тарелкина» (композитор - А.Колкер, режиссер - Г.Товстоногов). Автор сценариев телесериала «Приключения Рокамболя», кинофильмов «В чем душа держится» и «Герой ее романа», многочисленных музыкальных спектаклей для детей. Член Союза литераторов и Союза театральных деятелей России.

РАЙМОНД ПАУЛС – легендарный латвийский композитор - родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува. Окончил исполнительское отделение Латвийской государственной консерватории.Работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине. В 1964 году занял пост художественного руководителя Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии. Именно тогда он написал свои первые, получившие широкую известность, песни. Композитор создал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Двойной капкан", "Как стать звездой"). В 1973-78 годах Паулс был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо", а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти последующих лет он написал еще несколько шлягеров - "Подберу музыку", "Танец на барабане". Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс". Огромный успех сопутствовал творческому союзу маэстро и Аллы Пугачевой: всему Советскому Союзу были известны песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня". Композитор также работал с другими известными исполнителями – Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле, его песни неизменно становились хитами.
В конце 1980-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост Министра культуры республики. После ухода в отставку в 1993 году Паулс был советником президента Латвии по культуре.
К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: "...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России".
Раймонд Паулс славится не только как исключительно одаренный мелодист, которого по справедливости сравнивают с одним их любимых композиторов самого Маэстро – Джорджем Гершвином, но и как человек, «зажигающий звезды»: благодаря ему зрители узнали немало талантливых певцов, и то, что Паулс является одним из основателей и бессменным сопредседателем жюри Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» иначе, как символичным, не назовешь.

Тесное творческое сотрудничество РРТ с маэстро началось в 2000-м году, когда на сценических подмостках театра получил свое второе рождение мюзикл Паулса «Керри» - лучший музыкальный спектакль, поставленный в драматическом театре Латвии в сезоне 1999-2000 гг. Затем режиссер Алла Сигалова поставила спектакль «Ночи Кабирии», музыку для которого театр специально попросил написать маэстро Паулса. Затем последовали спектакли-концерты «Соло для актрисы с оркестром», «Старинные часы» и «Раймонд Паулс. Избранное»

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс

«Когда мне принесли эту пьесу [“Одесса, город колдовской...»], я очень долго думал, — делился Паулс с журналистами на пресс–конференции, — и понял, что это будет нечто такое, чего я не делал еще никогда. Перед необычностью задачи слегка растерялся. Мне помогла то, что я случайно по российскому ТВ увидел документальный фильм про Бабеля. В фильме рассказали о трагедии этого очень талантливого человека, который погиб от рук НКВД в 1940 году.
Мне понравилось, что в пьесе много специфических одесских выражений, есть слова на идише. Я ведь немного с Одессой знаком… Однажды случайно узнал, что и Джордж Гершвин — выходец из Одессы. Сколько талантов оттуда вышло! Мне понравились стихи Славы Вербина, на которые предстояло написать музыку. Я попробовал что–то подбирать, наигрывать и вдруг вспомнил 50–60–е годы, когда сам играл в составе такого ансамбля, который будет и на сцене. У нас не было никакой электроники, только ударные, контрабас, скрипка, кларнет и фортепиано.
Подумал, что, наверное, в таком стиле и надо делать эту музыку. Что в ней должен быть "запах Одессы". Мне бы очень хотелось, чтобы в зале и на сцене создавалась специфическая одесская атмосфера. Та, о которой с любовью рассказывают Жванецкий, Карцев.»
Раймонда Паулса нередко спрашивают, чем его привлекает сотрудничество с театрами, и Маэстро откровенен: «Знаете, дело даже даже не в аплодисментах. Больше, может быть, в самой атмосфере театра. Я не знаю почему, но мне это как-то очень близко. Я работал во многих театрах, в том числе и Рижском русском театре. И у нас, по-моему, с коллективом очень хорошие отношения. Хотя вчера после спектакля «Одесса, город колдовской...» меня вывел на сцену чекист с пистолетом в руках (смеется) — это мы моментально придумали такую шутку. Но в то же время я вижу актеров, их успех... Часто вижу и трагедии... Это все вместе. И даже не надо играть роль на сцене, а просто находиться среди них, в этой реальной жизни — мне это нравится. Поэтому я всегда с удовольствием связываю свои дела с театром. У актеров всегда есть преимущество — они умеют текст донести до публики. А у наших певцов это редкий дар. Среди них мало таких талантов, как Пугачева и еще несколько человек... А остальные — поют так, что никто и не понимает, о чем идет речь. Вот актер — это совсем другое дело...»


ВЛАДИМИР ЗОЛОТАРЬ родился в 13 февраля 1973 года в Ленинграде. В 1999 г. окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства (курс известного театрального педагога и режиссера Геннадия Рафаиловича Тростянецкого). Основатель Санкт-Петербургского Театра Михаила Чехова и один из соучредителей Союза Правых театров России. С 2002 по 2008 гг. - главный режиссер Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. С августа 2008 года является главным режиссером Нижегородского театра юного зрителя. Ставил спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Томска, Петрозаводска, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Уфы. Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Театрал-2000» в номинации «За яркий режиссерский дебют». Обладатель Гран-при и Диплома за лучшую режиссуру IV Международного театрального фестиваля камерных спектаклей (Республика Карелия, 2002). Лауреат Премии «За художественный поиск» Третьего межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (Омск, 2003). Обладатель Гран-при седьмого межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (2008).

ИСААК БАБЕЛЬ (1894–1940), известный русский писатель, родился в Одессе на Молдаванке, в семье торговца-еврея. В «Автобиографии» (1924) Бабель писал: «По настоянию отца изучал до шестнадцати лет еврейский язык, Библию, Талмуд. Дома жилось трудно, потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук. Отдыхал я в школе». Программа Одесского коммерческого училища, в котором учился будущий писатель, была очень насыщенной. Изучались химия, политэкономия, законоведение, бухгалтерия, товароведение, три иностранных языка и другие предметы. Говоря об «отдыхе», Бабель имел в виду ощущение свободы: по его воспоминаниям, на переменах или после занятий ученики уходили в порт, в греческие кофейни или на Молдаванку «пить в погребах дешевое бессарабское вино». Все эти впечатления легли позднее в основу ранней прозы Бабеля и его «Одесских рассказов».
Писать Бабель начал в пятнадцать лет. В течение двух лет писал по-французски – под влиянием Г.Флобера, Г.Мопассана и своего учителя французского языка Вадона. Стихия французской речи обострила ощущение литературного языка и стиля. Уже в первых своих рассказах Бабель стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. «Я беру пустяк – анекдот, базарный рассказ, и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться... Над ним будут смеяться вовсе не потому, что он веселый, а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче», – объяснял он впоследствии свои творческие устремления.
Рано выявилось и главное свойство его прозы: соединение разнородных пластов – как языка, так и изображаемого быта.
Окончив Киевский Коммерческий институт, в 1915 Бабель приехал в Петербург, хотя и не имел права на жительство за чертой оседлости. После того как его первые рассказы (Старый Шлойме, 1913, и др.), опубликованные в Одессе и в Киеве, остались незамеченными, молодой писатель уверился в том, что только столица может принести ему известность. Однако редакторы петербургских литературных журналов советовали Бабелю бросить писательство и заняться торговлей. Так продолжалось больше года – до тех пор, пока он не пришел к Горькому в журнал «Летопись», где и были опубликованы его рассказы.
Бабель служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет.
К художественному творчеству вернулся в 1923: в журнале «Леф» (1924, № 4) вышли рассказы «Соль», «Письмо», «Смерть Долгушов»а, «Король» и др. Литературный критик А.Воронский писал о них: «Бабель не на глазах читателя, а где-то в стороне от него уже прошел большой художественный путь учебы и потому покоряет читателя не только «нутром» и необычностью жизненного материала, но и... культурностью, умом и зрелой твердостью таланта...».
Со временем художественная проза писателя оформилась в циклы, давшие названия сборникам «Конармия» (1926), «Еврейские рассказы» (1927) и «Одесские рассказы» (1931).
Попытки разглядеть в революции страсть и романтику обернулись для писателя душевной тоской. «Почему у меня непроходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде», – писал он в дневнике. Своего рода спасением стал для Бабеля фантастический, гиперболизированный мир «Одесских рассказов». Действие рассказов этого цикла – «Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец», «Любка Казак» – происходит в почти мифологическом городе. Бабелевская Одесса населена персонажами, в которых, по словам писателя, есть «задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни» («Одесса»). Реальные одесские уголовники Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка и др. в воображении писателя превратились в художественно достоверные образы Бени Крика, Любки Казака, Фроима Грача. «Короля» одесского преступного мира Беню Крика Бабель изобразил защитником слабых, своеобразным Робином Гудом. Стилистика «Одесских рассказов» отличается лаконичностью, сжатостью языка и в то же время яркой образностью, метафоричностью. Требовательность Бабеля к себе была необычайна. Один только рассказ «Любка Казак» имел около тридцати серьезнейших редактур, над каждой из которых писатель работал несколько месяцев. Паустовский в своих воспоминаниях приводит слова Бабеля: «Стилем-с берем, стилем-с. Я готов написать рассказ о стирке белья, и он, может быть, будет звучать, как проза Юлия Цезаря».
В литературном наследии Бабеля насчитывается около восьмидесяти рассказов, две пьесы – «Закат» (1927, впервые поставлена в 1927 режиссером В.Федоровым на сцене Бакинского рабочего театра) и «Мария» (1935, впервые поставлена в 1994 режиссером М.Левитиным на сцене Московского театра «Эрмитаж»), пять киносценариев, среди которых «Блуждающие звезды» (1926, по мотивам одноименного романа Шолом-Алейхема), публицистика.
В последние годы жизни писатель обратился к теме творчества, которое осмысливал как лучшее, на что способен человек. Об этом написан один из его последних рассказов – притча о волшебной силе искусства «Ди Грассо» (1937).
Бабель был арестован 15 мая 1939 и, обвиненный в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», расстрелян 27 января 1940.

«…Песни Раймонда Паулса — готовые шлягеры. Маэстро великолепно себя чувствует в жанре мюзикла, а прибавьте к этому его очень личное ощущение Одессы... И актеры с исполнением песен не подкачали. (Н. Морозова, «Телеграф»)

«…Раймонд Паулс, сочинивший музыку к спектаклю и на пресс-конференции накануне премьеры уверявший журналистов, что больше не выйдет на сцену («Хватит, и без того всюду слишком много меня!»), так вот, этот самый Паулс таки сидел за роялем. Рояль был скромно задвинут в самый дальний угол сцены, но музыка Маэстро в этот день царила в театре. И в финале стайка актрис, зная, что он им не откажет, вытянула Паулса на середину сцены, и он, улыбаясь своей восхитительной, насмешливо-растороганной улыбкой, слушал крики «браво». (М. Халтурина, «Час»)

«…Паулс очень точно почувствовал главную бабелевскую тему и одесский колорит. Он есть и в мелодиях, и в аранжировках, и в наборе инстурментов. Все это уже дает образ той самой Одессы. (Режиссер Владимир Золотарь в интервью газете «Час»)

«…Спектакль богат не  только насыщенностью действа, находящихся постоянно в движении декораций (часть из них свисает с потолка и периодически опускается), но и яркостью, сочностью образов. Здесь кипит жизнь, но каждый четко знает свое в ней место. И при этом все всегда готовы подать друг другу руку, посоветовать и принять чужую боль. И кажется, что лучших актеров на эти роли найти невозможно. Спектакль драматический, но музыка звучит здесь постоянно — сам Маэстро Паулс играл за роялем свою музыку, и оркестр живой музыки помогал ему. Прекрасно вписывается в общую канву и поющий Евгений Шур — ни дать ни взять живой одесский тип, сначала церемонно приподнимающий шляпу перед дамами из первого ряда, а потом переодевающий кепчонку набекрень. Он может быть и налетчиком, и музыкантом из пивного кабачка «Гамбринус», и контрабандистом.
Светло и по-человечески, радостно заканчивается спектакль. Чуть-чуть сказка, но все остальное правда. Если только мы немного будем ей соответствовать.» (Н. Лебедева, «Вести сегодня»)

Уважаемый клиент, Вы можете заказать и купить билеты на «Одесса, город колдовской.. За роялем Раймонд Паулс», которое состоится – в Октябрьском дворце. Вы можете купить Е-билет, оплатив его картой VISA / Mastercard или воспользоваться крупнейшей сетью касс в Киеве или услугой курьера.