UA EN RU
«   December 2016   »
  Mo Tu We Th Fr Sa Su
»    1 2 3 4
» 5 6 7 8 91011
»12131415161718
»19202122232425
»262728293031 

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс




Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс ОДЕССА, ГОРОД КОЛДОВСКОЙ...
Музыкально-драматическая   фантазия
по  мотивам произведений  И. Э. Бабеля


Композитор – Раймонд Паулс
Режиссер – Владимир Золотарь (Россия)
Режиссер по пластике – Игорь Григурко (Россия)
Сценограф – Александр Мохов (Россия)
Художник по костюмам – Ирина Долгова (Россия)
Художник по свету – Евгений Ганзбург (Россия)
Музыкальный руководитель – Людмила Могилевская

Премьера – 29.09.2007.

В Рижском русском театре имени Михаила Чехова создали гимн Одессе – яркому и харизматичному южному городу у моря, дерзкому городу контрабандистов и поэтов, мудрому городу, который смеется несмотря ни на что.
Замысел директора театра Эдуарда Цеховала увенчался бесспорным успехом:  композитор Раймонд Паулс,  драматург  Вячеслав Вербин и режиссер Владимир Золотарь воплотили культурный миф Одессы.

 

 

 

 

 И обаяние этого мифа огромно, о чем свидетельствуют неизменные аншлаги и отзывы критиков:
 «Одесса - это маленькая вселенная. Там любовь до неба, страсть до крови, дружба до гроба и похороны всегда по высшему разряду...» Эта самая Одесса, описанная Исааком Бабелем,  - веселая, горячая, бесшабашная - ожила в спектакле «Одесса, город колдовской...»
Бабель населил свои «Одесские рассказы»  персонажами, в которых есть «задор, легкость и очаровательное — то грустное, то трогательное — чувство жизни».  Не потому ли что ни образ, то актерская удача?..
Музыка Раймонда Паулса, которого именуют Маэстро не только в Латвии, с первых аккордов совершает чудо -  колоритная, неуловимо узнаваемая музыка, насчет которой даже не сомневаешься - именно она звучит из открытых дверей кабачков, портовых борделей и на еврейских свадьбах Одессы.  И Маэстро за роялем рассказывает об этом городе не меньше самого Бабеля...
«Да здравствуют короли, благородные разбойники, влюбленные девушки, беременные мамаши и красавцы-матросы! Долой смерть, ЧК и голод! Пусть вечно в Одессе и повсюду на земле сушатся пеленки, орут дети, ржут кони, а евреи и все прочие народы поют песни, танцуют, пьют самогон, торгуют и куют железо...»

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс


ВЯЧЕСЛАВ ВЕРБИН, драматург, сценарист, режиссер, родился 26 ноября 1941 года. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Академического Малого театра оперы и балета, Ленинградской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, Большого театра кукол. Автор пьес, кино- и телесценариев, песен для кинофильмов, либретто опер и балетов. Среди наиболее известных работ - опера и телефильм «Фердинанд Великолепный» (композитор -С.Баневич); мюзиклы «Разбитое зеркало» (композитор - А.Журбин, режиссер - В.Воробьев) и «Смерть Тарелкина» (композитор - А.Колкер, режиссер - Г.Товстоногов). Автор сценариев телесериала «Приключения Рокамболя», кинофильмов «В чем душа держится» и «Герой ее романа», многочисленных музыкальных спектаклей для детей. Член Союза литераторов и Союза театральных деятелей России.

РАЙМОНД ПАУЛС – легендарный латвийский композитор - родился 12 января 1936 года в Риге в семье стеклодува. Окончил исполнительское отделение Латвийской государственной консерватории.Работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине. В 1964 году занял пост художественного руководителя Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии. Именно тогда он написал свои первые, получившие широкую известность, песни. Композитор создал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Двойной капкан", "Как стать звездой"). В 1973-78 годах Паулс был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо", а в 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти последующих лет он написал еще несколько шлягеров - "Подберу музыку", "Танец на барабане". Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс". Огромный успех сопутствовал творческому союзу маэстро и Аллы Пугачевой: всему Советскому Союзу были известны песни "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня". Композитор также работал с другими известными исполнителями – Валерием Леонтьевым и Лаймой Вайкуле, его песни неизменно становились хитами.
В конце 1980-х годов Раймонд Паулс выступил инициатором песенного фестиваля молодых исполнителей в Юрмале. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост Министра культуры республики. После ухода в отставку в 1993 году Паулс был советником президента Латвии по культуре.
К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: "...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России".
Раймонд Паулс славится не только как исключительно одаренный мелодист, которого по справедливости сравнивают с одним их любимых композиторов самого Маэстро – Джорджем Гершвином, но и как человек, «зажигающий звезды»: благодаря ему зрители узнали немало талантливых певцов, и то, что Паулс является одним из основателей и бессменным сопредседателем жюри Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» иначе, как символичным, не назовешь.

Тесное творческое сотрудничество РРТ с маэстро началось в 2000-м году, когда на сценических подмостках театра получил свое второе рождение мюзикл Паулса «Керри» - лучший музыкальный спектакль, поставленный в драматическом театре Латвии в сезоне 1999-2000 гг. Затем режиссер Алла Сигалова поставила спектакль «Ночи Кабирии», музыку для которого театр специально попросил написать маэстро Паулса. Затем последовали спектакли-концерты «Соло для актрисы с оркестром», «Старинные часы» и «Раймонд Паулс. Избранное»

Одесса, город колдовской..
За роялем Раймонд Паулс

«Когда мне принесли эту пьесу [“Одесса, город колдовской...»], я очень долго думал, — делился Паулс с журналистами на пресс–конференции, — и понял, что это будет нечто такое, чего я не делал еще никогда. Перед необычностью задачи слегка растерялся. Мне помогла то, что я случайно по российскому ТВ увидел документальный фильм про Бабеля. В фильме рассказали о трагедии этого очень талантливого человека, который погиб от рук НКВД в 1940 году.
Мне понравилось, что в пьесе много специфических одесских выражений, есть слова на идише. Я ведь немного с Одессой знаком… Однажды случайно узнал, что и Джордж Гершвин — выходец из Одессы. Сколько талантов оттуда вышло! Мне понравились стихи Славы Вербина, на которые предстояло написать музыку. Я попробовал что–то подбирать, наигрывать и вдруг вспомнил 50–60–е годы, когда сам играл в составе такого ансамбля, который будет и на сцене. У нас не было никакой электроники, только ударные, контрабас, скрипка, кларнет и фортепиано.
Подумал, что, наверное, в таком стиле и надо делать эту музыку. Что в ней должен быть "запах Одессы". Мне бы очень хотелось, чтобы в зале и на сцене создавалась специфическая одесская атмосфера. Та, о которой с любовью рассказывают Жванецкий, Карцев.»
Раймонда Паулса нередко спрашивают, чем его привлекает сотрудничество с театрами, и Маэстро откровенен: «Знаете, дело даже даже не в аплодисментах. Больше, может быть, в самой атмосфере театра. Я не знаю почему, но мне это как-то очень близко. Я работал во многих театрах, в том числе и Рижском русском театре. И у нас, по-моему, с коллективом очень хорошие отношения. Хотя вчера после спектакля «Одесса, город колдовской...» меня вывел на сцену чекист с пистолетом в руках (смеется) — это мы моментально придумали такую шутку. Но в то же время я вижу актеров, их успех... Часто вижу и трагедии... Это все вместе. И даже не надо играть роль на сцене, а просто находиться среди них, в этой реальной жизни — мне это нравится. Поэтому я всегда с удовольствием связываю свои дела с театром. У актеров всегда есть преимущество — они умеют текст донести до публики. А у наших певцов это редкий дар. Среди них мало таких талантов, как Пугачева и еще несколько человек... А остальные — поют так, что никто и не понимает, о чем идет речь. Вот актер — это совсем другое дело...»


ВЛАДИМИР ЗОЛОТАРЬ родился в 13 февраля 1973 года в Ленинграде. В 1999 г. окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства (курс известного театрального педагога и режиссера Геннадия Рафаиловича Тростянецкого). Основатель Санкт-Петербургского Театра Михаила Чехова и один из соучредителей Союза Правых театров России. С 2002 по 2008 гг. - главный режиссер Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина. С августа 2008 года является главным режиссером Нижегородского театра юного зрителя. Ставил спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Томска, Петрозаводска, Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, Уфы. Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Театрал-2000» в номинации «За яркий режиссерский дебют». Обладатель Гран-при и Диплома за лучшую режиссуру IV Международного театрального фестиваля камерных спектаклей (Республика Карелия, 2002). Лауреат Премии «За художественный поиск» Третьего межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (Омск, 2003). Обладатель Гран-при седьмого межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (2008).

ИСААК БАБЕЛЬ (1894–1940), известный русский писатель, родился в Одессе на Молдаванке, в семье торговца-еврея. В «Автобиографии» (1924) Бабель писал: «По настоянию отца изучал до шестнадцати лет еврейский язык, Библию, Талмуд. Дома жилось трудно, потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук. Отдыхал я в школе». Программа Одесского коммерческого училища, в котором учился будущий писатель, была очень насыщенной. Изучались химия, политэкономия, законоведение, бухгалтерия, товароведение, три иностранных языка и другие предметы. Говоря об «отдыхе», Бабель имел в виду ощущение свободы: по его воспоминаниям, на переменах или после занятий ученики уходили в порт, в греческие кофейни или на Молдаванку «пить в погребах дешевое бессарабское вино». Все эти впечатления легли позднее в основу ранней прозы Бабеля и его «Одесских рассказов».
Писать Бабель начал в пятнадцать лет. В течение двух лет писал по-французски – под влиянием Г.Флобера, Г.Мопассана и своего учителя французского языка Вадона. Стихия французской речи обострила ощущение литературного языка и стиля. Уже в первых своих рассказах Бабель стремился к стилистическому изяществу и к высшей степени художественной выразительности. «Я беру пустяк – анекдот, базарный рассказ, и делаю из него вещь, от которой сам не могу оторваться... Над ним будут смеяться вовсе не потому, что он веселый, а потому, что всегда хочется смеяться при человеческой удаче», – объяснял он впоследствии свои творческие устремления.
Рано выявилось и главное свойство его прозы: соединение разнородных пластов – как языка, так и изображаемого быта.
Окончив Киевский Коммерческий институт, в 1915 Бабель приехал в Петербург, хотя и не имел права на жительство за чертой оседлости. После того как его первые рассказы (Старый Шлойме, 1913, и др.), опубликованные в Одессе и в Киеве, остались незамеченными, молодой писатель уверился в том, что только столица может принести ему известность. Однако редакторы петербургских литературных журналов советовали Бабелю бросить писательство и заняться торговлей. Так продолжалось больше года – до тех пор, пока он не пришел к Горькому в журнал «Летопись», где и были опубликованы его рассказы.
Бабель служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет.
К художественному творчеству вернулся в 1923: в журнале «Леф» (1924, № 4) вышли рассказы «Соль», «Письмо», «Смерть Долгушов»а, «Король» и др. Литературный критик А.Воронский писал о них: «Бабель не на глазах читателя, а где-то в стороне от него уже прошел большой художественный путь учебы и потому покоряет читателя не только «нутром» и необычностью жизненного материала, но и... культурностью, умом и зрелой твердостью таланта...».
Со временем художественная проза писателя оформилась в циклы, давшие названия сборникам «Конармия» (1926), «Еврейские рассказы» (1927) и «Одесские рассказы» (1931).
Попытки разглядеть в революции страсть и романтику обернулись для писателя душевной тоской. «Почему у меня непроходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде», – писал он в дневнике. Своего рода спасением стал для Бабеля фантастический, гиперболизированный мир «Одесских рассказов». Действие рассказов этого цикла – «Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец», «Любка Казак» – происходит в почти мифологическом городе. Бабелевская Одесса населена персонажами, в которых, по словам писателя, есть «задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни» («Одесса»). Реальные одесские уголовники Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка и др. в воображении писателя превратились в художественно достоверные образы Бени Крика, Любки Казака, Фроима Грача. «Короля» одесского преступного мира Беню Крика Бабель изобразил защитником слабых, своеобразным Робином Гудом. Стилистика «Одесских рассказов» отличается лаконичностью, сжатостью языка и в то же время яркой образностью, метафоричностью. Требовательность Бабеля к себе была необычайна. Один только рассказ «Любка Казак» имел около тридцати серьезнейших редактур, над каждой из которых писатель работал несколько месяцев. Паустовский в своих воспоминаниях приводит слова Бабеля: «Стилем-с берем, стилем-с. Я готов написать рассказ о стирке белья, и он, может быть, будет звучать, как проза Юлия Цезаря».
В литературном наследии Бабеля насчитывается около восьмидесяти рассказов, две пьесы – «Закат» (1927, впервые поставлена в 1927 режиссером В.Федоровым на сцене Бакинского рабочего театра) и «Мария» (1935, впервые поставлена в 1994 режиссером М.Левитиным на сцене Московского театра «Эрмитаж»), пять киносценариев, среди которых «Блуждающие звезды» (1926, по мотивам одноименного романа Шолом-Алейхема), публицистика.
В последние годы жизни писатель обратился к теме творчества, которое осмысливал как лучшее, на что способен человек. Об этом написан один из его последних рассказов – притча о волшебной силе искусства «Ди Грассо» (1937).
Бабель был арестован 15 мая 1939 и, обвиненный в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», расстрелян 27 января 1940.

«…Песни Раймонда Паулса — готовые шлягеры. Маэстро великолепно себя чувствует в жанре мюзикла, а прибавьте к этому его очень личное ощущение Одессы... И актеры с исполнением песен не подкачали. (Н. Морозова, «Телеграф»)

«…Раймонд Паулс, сочинивший музыку к спектаклю и на пресс-конференции накануне премьеры уверявший журналистов, что больше не выйдет на сцену («Хватит, и без того всюду слишком много меня!»), так вот, этот самый Паулс таки сидел за роялем. Рояль был скромно задвинут в самый дальний угол сцены, но музыка Маэстро в этот день царила в театре. И в финале стайка актрис, зная, что он им не откажет, вытянула Паулса на середину сцены, и он, улыбаясь своей восхитительной, насмешливо-растороганной улыбкой, слушал крики «браво». (М. Халтурина, «Час»)

«…Паулс очень точно почувствовал главную бабелевскую тему и одесский колорит. Он есть и в мелодиях, и в аранжировках, и в наборе инстурментов. Все это уже дает образ той самой Одессы. (Режиссер Владимир Золотарь в интервью газете «Час»)

«…Спектакль богат не  только насыщенностью действа, находящихся постоянно в движении декораций (часть из них свисает с потолка и периодически опускается), но и яркостью, сочностью образов. Здесь кипит жизнь, но каждый четко знает свое в ней место. И при этом все всегда готовы подать друг другу руку, посоветовать и принять чужую боль. И кажется, что лучших актеров на эти роли найти невозможно. Спектакль драматический, но музыка звучит здесь постоянно — сам Маэстро Паулс играл за роялем свою музыку, и оркестр живой музыки помогал ему. Прекрасно вписывается в общую канву и поющий Евгений Шур — ни дать ни взять живой одесский тип, сначала церемонно приподнимающий шляпу перед дамами из первого ряда, а потом переодевающий кепчонку набекрень. Он может быть и налетчиком, и музыкантом из пивного кабачка «Гамбринус», и контрабандистом.
Светло и по-человечески, радостно заканчивается спектакль. Чуть-чуть сказка, но все остальное правда. Если только мы немного будем ей соответствовать.» (Н. Лебедева, «Вести сегодня»)

 

Dear customer, you can order and buy tickets on «Одесса, город колдовской.. За роялем Раймонд Паулс», which will be - at The "Jovtnevyi" palace You can buy E-ticket, payment VISA / Mastercard, or take advantage of the largest network of offices in Kyiv, or courier service.